Законодательное Собрание Тверской области
ЗСТО
170100, г.Тверь, ул.Советская, 33
Тел.: (4822) 32-10-11, факс: 34-10-15

Межбюджетные отношения: региональный аспект

В Законодательном Собрании Тверской области прошел круглый стол на тему совершенствования механизмов межбюджетных отношений в регионе и реализации областного закона о межбюджетных отношениях.

В обсуждении принимали участие депутаты областного парламента,  представители Правительства Тверской области, регионального управления федеральной налоговой службы, Контрольно-счетной палаты Тверской области, органов местного самоуправления.

В роли докладчиков - руководители областного минфина, регионального УФНС, Контрольно-счетной палаты региона, министерства по делам территориальных образований.

Тематика прозвучавших докладов касалась результатов анализа межбюджетных отношений в Тверской области, проведенного КСП, взаимодействия регионального УФНС с органами местного самоуправления по актуализации налоговой базы, совершенствования механизмов межбюджетного регулирования.

В своем выступлении председатель Законодательного Собрания Тверской области Сергей Голубев подчеркнул всю важность заявленной темы и рост интереса территорий к ее обсуждению, отметив при этом, что диалог на площадке областного парламента можно считать частью общей большой дискуссии по актуальным правовым проблемам управления государственными финансами.

В настоящее время идеология региональной бюджетной политики ориентирована на снижение уровня госдолга Тверской области, мобилизацию доходов, повышение результативности по всем ключевым направлениям реализации госпрограмм, усиление бюджетной поддержки приоритетных отраслей экономики.

С 2017 года одним из главных приоритетов областного бюджета является сбалансированность местных бюджетов и создание стимулов для экономического развития территорий, их самодостаточности.

- Конечно, муниципалитеты Тверской области сильно отличаются по своему потенциалу, уровню и специфике развития.  Есть «лидеры», есть «догоняющие» и, к сожалению, «отстающие».  В этих условиях выстраивать гармоничную бюджетную политику, находить универсальные подходы, «золотую середину», оптимальные решения, конечно, непросто, - подчеркнул Сергей Голубев.

Много вопросов как у депутатов, так и у руководителей с мест вызывают принципы распределения объема дотаций на выравнивание территорий - с учетом налогового потенциала, потребностей в финансировании расходных полномочий.

- Не секрет, что существует критическая позиция в отношении действующей методики межбюджетных отношений и системы распределения средств, которые выделяются муниципалитетам. Приводится аргумент: при сложившейся системе гораздо проще получать дотации, чем заниматься развитием экономики и расширять собственную налоговую базу. Думаю, здесь есть, о чем полемизировать, - считает Сергей Голубев.

Темы, заявленные для обсуждения, оказались настолько острыми, что порой градус дискуссии поднимался достаточно высоко. И, конечно, не все участники диалога были удовлетворены полученными на свои вопросы ответами. Тем не менее, по итогам обсуждения были внесены перспективные предложения, которые еще предстоит тщательно изучить.

Особенно острыми были выступления представителей     муниципальных образований. В настоящее время существующая методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов учитывает то, к какой из семи групп (в зависимости от численности населения) относится МО, оценку налогового потенциала, минимальный бюджет на душу населения. В конечном итоге дотация покрывает нехватку налоговых доходов до "минимального бюджета". Тем не менее, такая единая для всех муниципалитетов методика устраивает далеко не всех.

Итак, что думают сами муниципалитеты?

Анатолий Воробьев, председатель Удомельской городской думы:
- Тема межбюджетных отношений остается одной из самых обсуждаемых. Принимая участие в таких круглых столах, как сегодняшний, я всегда надеюсь, что будут приняты какие-то решения, которые помогут оптимизировать эту сферу, упорядочить ее. Формирование муниципальных бюджетов основано на двух основополагающих принципах — это единая методика и единый подход в виде среднедушевого финансирования. Лично я считаю, что в межбюджетных отношениях нужно обязательно учитывать налоговый и экономический потенциал территории. К примеру, Удомельский городской округ с точки зрения экономики и налогового потенциала занимает одно из ведущих мест. Напомню, что около 10% областного бюджета – это налоги с нашей территории. Этот момент нужно учитывать обязательно. И, конечно, важна стоимость муниципальной услуги. В межбюджетных отношениях не должно быть уравниловки, но должна быть дифференциация, стимул для развития. Нужно поддерживать те муниципалитеты, которые реально развивают свою экономику.

Марина Чагулова, глава администрации Дмитровогорского сельского поселения Конаковского района:

- Я довольно «молодой» глава администрации – в должности около четырех месяцев. Но, вникнув во все вопросы, поняла, что к сельским поселениям у нас относятся предельно жестко. В 2014 году были приняты изменения в федеральный 131-й закон о том, что с сельских поселений снимут самые затратные полномочия, такие как коммунальное хозяйство и развитие социальной инфраструктуры. Естественно, были внесены изменения и в бюджетное законодательство – сельским поселениям уменьшили отчисления от НДФЛ с 10 до 2-х процентов. В итоге по сравнению с 2014 годом в 2015-м у нас почти в два раза уменьшился бюджет. В то же время на уровне региона был принят закон «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области», который с 2015 года к 13 вопросам местного значения, определенным федеральным законом, добавил 27. То есть, за нами остались затратные полномочия по содержанию инфраструктуры села, коммунального хозяйства. Получается, что деньги у нас забрали, а полномочия оставили. Я считаю, что нужно внести в законодательство изменения, согласно которым если поселение исправно платит налоги и развивает экономику, работает с инвесторами, то налогов на его территории должно оставаться больше, чем имеющиеся сейчас два процента.  А пока мы не можем нормально содержать свое поселение и тем более развиваться дальше. Честно скажу, по уровню развития наше поселение застряло где-то далеко в 90-х. К примеру, построив спортивный комплекс, проведя реконструкцию Дома культуры, сегодня мы не можем их нормально содержать – не хватает средств. В итоге и люди, живущие в поселении, не могут рассчитывать на повышение качества жизни. Полагаю, что необходимо либо решение о пересмотре полномочий (забрать часть из них на высший уровень), либо решение об увеличении налоговых отчислений в местный бюджет.

Олег Дубов, глава Оленинского района:
- Я считаю, необходимо серьезно изменить действующую методику, потому что она не учитывает объективные потребности расходов на содержание социальной сферы, различие в ЖКХ (главное – газифицирована территория или нет), плотность населения и те факторы, которые учитывались по 2012 год включительно. С 2013 года методика изменилась - она стала полностью подушевой и спровоцировала, по сути, социальную напряженность в ряде территорий. Эта методика действует и в настоящее время. Она - главный механизм, вынуждающий районы проводить оптимизацию социальной сферы. Два года назад на региональном уровне принято решение отказаться от этой губительной оптимизации – наоборот, поддерживать социальную сферу, сохранять ее. И, конечно, на фоне правильных политических решений, которые реализуются в регионе, такая методика выглядит как некий анахронизм. Вторая проблема – сокращение финансовой помощи районам, которое происходило длительное время и оказалось ничем не оправдано. То есть, полноценная дотация, которая нужна районам на поддержание жизни территории,  в какой-то момент была заменена программой финансового оздоровления, что, по сути, также стало принуждением к вынужденной оптимизации. На мой взгляд, этот подход устарел, методика нуждается в серьезной переработке.

Подводя итоги обсуждения, председатель постоянного комитета по бюджету и налогам Законодательного Собрания Тверской области Константин Буевич отметил, что тема межбюджетных отношений уже не раз обсуждалась на площадках областного парламента. Безусловно, главную свою задачу состоявшийся круглый стол выполнил - представители муниципальных образований внесли свои предложения и представили свое видение сильных и слабых сторон сложившейся системы.

- По итогу обсуждения будут подготовлены рекомендации в адрес Правительства региона, Законодательного Собрания, налоговых органов и органов местного самоуправления. Эти рекомендации мы обсудим на заседании комитета по бюджету и налогам, после чего они будут направлены в Правительство Тверской области, - резюмировал Константин Буевич. - Надеемся, что та система межбюджетных отношений, которая существует сегодня, будет усовершенствована, поскольку замечаний было высказано немало. Так, для многих муниципалитетов нет стимулирующих их развитие факторов. Как следствие, главы не заинтересованы в развитии территорий. То есть, в идеале не должно быть уравниловки, но должны быть внятные стимулы к развитию.

Константин Буевич выразил уверенность в том, что после изучения всех поступивших предложений и рекомендаций будут предложены какие-то новые подходы, которые позволят изменить в том числе и законодательную базу.

Совсем скоро начнется обсуждение параметров областного бюджета на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов. Выработанные по итогам круглого стола рекомендации должны быть учтены при работе над его проектом.

Пресс-служба Законодательного Собрания Тверской области


Mostly cloudy

17°C

Wednesday
Mostly cloudy
14°C / 22°C
  • Конаковский район

    Конаковский район
  • Ржев

    Ржев
  • Торжокский район

    Торжокский район
  • ЗАТО Солнечный

    ЗАТО Солнечный
  • Спировский район

    Спировский район
  • ЗАТО Озёрный

    ЗАТО Озёрный
  • Рамешковский район

    Рамешковский район
  • Кесовогорский район

    Кесовогорский район
  • Сонковский район

    Сонковский район
  • Удомельский городской округ

    Удомельский городской округ
  • Лесной район

    Лесной район
  • Молоковский район

    Молоковский район
  • Калязинский район

    Калязинский район
  • Кувшиновский район

    Кувшиновский район
  • Селижаровский район

    Селижаровский район
  • Осташковский городской округ

    Осташковский городской округ
  • Вышний Волочек

    Вышний Волочек
  • Западнодвинский район

    Западнодвинский район
  • Лихославльский район

    Лихославльский район
  • Нелидовский район

    Нелидовский район
  • Жарковский район

    Жарковский район
  • Весьегонский район

    Весьегонский район
  • Краснохолмский район

    Краснохолмский район
  • Ржевский район

    Ржевский район
  • Сандовский район

    Сандовский район
  • Бельский район

    Бельский район
  • Кимрский район

    Кимрский район
  • Андреапольский район

    Андреапольский район
  • Калининский район

    Калининский район
  • Максатихинский район

    Максатихинский район
  • Бологовский район

    Бологовский район
  • Тверь

    Тверь
  • Бежецкий район

    Бежецкий район
  • Оленинский район

    Оленинский район
  • Фировский район

    Фировский район
  • Зубцовский район

    Зубцовский район
  • Старицкий район

    Старицкий район
  • Кимры

    Кимры
  • Торопецкий район

    Торопецкий район
  • Вышневолоцкий район

    Вышневолоцкий район
  • Торжок

    Торжок
  • Кашинский район

    Кашинский район
  • Пеновский район

    Пеновский район

Кто есть кто


Анонсы



Деятельность фракций