Законодательное Собрание Тверской области
ЗСТО
170100, г.Тверь, ул.Советская, 33
Тел.: (4822) 32-10-11, факс: 34-10-15

Представительная власть: от народного вече до Законодательного Собрания

Представительная власть: от народного вече
до Законодательного Собрания

Россия - уникальное государство. Суровые события истории, тяжелые условия жизни и необъятная территория на протяжении веков определили исконно российскую модель управления. С одной стороны, она всегда характеризовалась высокой централизацией власти, а с другой -укреплением самостоятельности земель (порой граничившим с обособлением), возрастанием влияния региональных лидеров.

Одним из первых прообразов представительной власти древней Руси стало народное вече - собрание свободных дееспособных граждан. Предметом обсуждения на вече были важнейшие и острейшие проблемы государственной жизни: вопросы войны и мира, призвание и изгнание князей, военные походы и мирные договоры. Летописи упоминают о вечевых собраниях во всех древнерусских городах, в том числе и Твери.

Наряду с вече, во всех русских землях, в том числе и у нас, действовали княжеские советы или думы, объединявшие ближайших помощников князей и их соратников. Нередко в них участвовали представители духовенства. В целом же князь сам заведовал всеми делами своего княжества, т.е. управлением, судом, финансами и военными делами. С объединением Северо-Восточной Руси под властью московских князей и образованием Московского государства все рычаги политической власти сосредотачиваются в столице, представительные органы на местах исчезают.

Земское самоуправление в России возрождается в начале XVIII века по специальному указу Петра I. В 1702 г. при уездных воеводах были учреждены дворянские советы по выбору уездных дворянских обществ. Эти выборные дворянские советники должны были ведать всякие дела с воеводами, "а одному воеводе без них, дворян, никаких дел не делать".

Позднее при делении России на губернии выборные дворяне составляли совет при губернаторе и принимали непосредственное участие в управлении губернией. Во время правления императрицы Екатерины Великой местное самоуправление развивалось по двум направлениям. 21 апреля 1785 г. Екатерина II подписала две жалованные грамоты - дворянству и городам. Согласно первой из них, дворяне получили право созывать раз в три года губернское дворянское собрание, а в уезде - уездное дворянское собрание. На собраниях дворяне выбирали своих представителей в губернские и уездные учреждения, избирали своих предводителей, а те в свою очередь определяли политику на местах.

Грамота "на права, вольности и преимущества благородного дворянства", по мнению современников, ввела необычайное оживление в среде губернских дворян, способствовала развитию либеральных взглядов. Большой вклад в развитие либерального движения в России внесли предводитель дворянства Тверской губернии А.М. Унковский, уездные предводители дворянства и губернские земские гласные - братья Бакунины, проф. Е.В. де Роберти, братья Петрункевичи, Ф.И. Родичев, П.А. Корсаков, Н.П. Оленин, В.Д. Кузьмин-Караваев, В.Д. фон-Дервиз, Н.К. Милюков и др. Грамота "на права и выгоды городам Российской империи" официально оформила "градское общество". Городское объединение граждан получило право юридического лица и возможность избирать свой орган управления - городскую думу. Однако, находясь под надзором губернатора, городское самоуправление действовало вяло. Основным видом деятельности, которым оно занималось, было решение административно-хозяйственных задач. Созданные Екатериной II губернские учреждения сохранились в своих формах вплоть до 1917 года.

Октябрьская революция разрушила существовавшую ранее систему самоуправления. На смену ей пришли новые органы власти - Советы. Высшим органом Советской власти в губернии становится съезд Советов, а в период между губернскими съездами - Тверской губернский исполнительный комитет Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Первым председателем Тверского губисполкома в декабре 1917 г. был избран А.П. Вагжанов.

Постепенно положение о Советах пересматривалось, их функции уточнялись. С принятием Конституции СССР 1936 г. съезды Советов были упразднены, создалась единая государственная система власти, предусматривающая подчинение нижестоящих советских органов - вышестоящим. В конце 80-х годов была предпринята попытка кардинального реформирования советской власти. Вновь, хотя и ненадолго, возрождаются съезды Советов.

В начале 90-х годов в результате очередной реформы происходит разделение представительной и исполнительной ветвей власти. Советы приобретают самостоятельный статус. Однако эпоха советской власти близится к концу. Первый и последний Тверской областной Совет народных депутатов в его новом качестве самостоятельного представительного органа возглавил М.А. Шестов. Под его председательством 11 марта 1994 года прошла последняя XVI сессия областного Совета двадцать первого созыва. Совет сменяет новый представительный орган - Законодательное Собрание. Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, определила систему и структуру нынешней законодательной (представительной) власти в России.

В соответствии с новой Конституцией 20 марта 1994 года были проведены выборы в Законодательное Собрание Тверской области. На первом заседании, состоявшемся 31 марта 1994 года, Законодательное Собрание Тверской области приняло Декларацию, в которой провозглашалось: "Законодательное Собрание осуществляет государственную законодательную (представительную) власть в Тверской области и входит в систему органов государственной власти". Законодательное Собрание является полноправным законодательным (представительным) органом, занимающим свое особое место в системе государственной власти России и области.

В отличие от прежнего представительного органа - областного Совета - Законодательное Собрание, как впрочем и исполнительные органы, не обладает в своем лице всей полнотой государственной власти в области, не является директивным исполнительно-распорядительным органом. В соответствии с конституционным принципом разделения властей Законодательное Собрание самостоятельно и независимо от других ветвей власти. Его качественно новое и главное предназначение состоит в принятии законов области, определяющих организацию в регионе государственной власти и местного самоуправления, экономической, социальной, культурной и иных сфер жизнедеятельности населения.


Деятельность фракций